Учебно-научный центр социальной антропологии

Учебно-Научный Центр Социальной Антропологии (УНЦСА)

     Преподаватели кафедры английского языка (зав. кафедрой – канд. филол. наук, проф. Петрова И.В.) ведут преподавание английского языка в учебно-научном центре социальной антропологии с 2001 г. 
Многолетний опыт работы преподавателей кафедры со студентами показывает, что большинство из них сталкивается со следующими проблемами: неумением построить высказывание, путаницей в грамматических конструкциях, неспособностью воспринимать иностранную речь на слух, многочисленными ошибками на письме. Исходя из данной ситуации и была разработана программа изучения английского языка для студентов центра социальной антропологии РГГУ. Целью программы является развитие основных аспектов языка: коммуникативных навыков, лексико-грамматических знаний, умения воспринимать спонтанную речь носителей языка на слух, техники интонационно окрашенного чтения адаптированной и профессиональной (для старшекурсников) литературы, умения писать. Помимо общеразговорной тематики в программу включена профессиональная и лингвострановедческая тематика. Особенностью программы является доступность изучаемого материала, поэтапное нарастание трудностей, комплексное представление лексико-грамматических явлений, что необходимо для развития и совершенствования речевых умений. 
     В центре проводится разноуровневое обучение на базовом этапе в группах с различными уровнями владения языком. Все первокурсники проходят инициальное тестирование и распределяются по языковым подгруппам в соответствии с имеющимся уровнем языковой подготовки и для достижения более равномерной динамики продвижения и создания благоприятной и стимулирующей атмосферы на занятиях.
Программа выстроена на основе аутентичных учебников издательства MACMILLAN Straightforward (Intermediate, Upper Intermediate, Advanced). Данные учебники различаются по степени сложности предлагаемого материала, набору разговорных тем, объему текстов и аудио курса. Выбор учебника для каждого курса осуществляется в соответствии с учебным планом студентов и уровнем их подготовки. Общими для всех учебников являются следующие показатели: многоуровневое построение программы обучения, рассчитанной на несколько лет, тематическая организация лексико-грамматического материала, постепенное нарастание трудностей, наличие аудио курса, начитанного носителями языка, тестового материала в каждом блоке. 
     Нами была выбрана тактика работы не только над улучшением грамматических навыков наших студентов, но также и работа над увеличением активного словарного запаса. Для этого нами привлекаются следующие учебники: Michael Vince, Paul Emmerson. Intermediate and Upper Intermediate Language Practice. English Grammar and Vocabulary; Raymond Murthy. English Grammar in Use; Stuart Redman. English Vocabulary in Use, издательств MACMILLAN и Cambridge. 
С 4 семестра студенты начинают работать над профессионально-ориентированными текстами с тем, чтобы быть готовыми использовать свои знания в профессиональной производственной и научной деятельности. Для этого этапа преподавателями нашей кафедры было подготовлено специальное пособие по обучению профессионально-ориентированному чтению, основанное на аутентичных текстах английских и американских антропологов (Ильина А.К., Костина И.О., Кракович В.Б. «Пособие по обучению профессионально-ориентированному чтению для студентов-антропологов»). Пособие рассчитано на работу как в аудитории, так и на самостоятельную работу студентов. Для дальнейшей работы нами используется пособие В.Б. Краковича и Н.В. Кураминой English for Anthropologists. 
     На заключительном этапе обучения студенты защищают свои выпускные работы на английском языке с применением мультимедийных технологий перед авторитетной комиссией. Преподаватели кафедры английского языка создают комиссию по приему экзамена-защиты и привлекают к участию в ней коллег - преподавателей-антропологов, а также декана факультета социальной антропологии. Материалы, представленные студентами, - результат их многомесячной работы с антропологической литературой и интернет-ресурсами на английском языке при посредничестве преподавателей кафедры английского языка. Студенты должны продемонстрировать умение исчерпывающе, грамотно и логично рассказать перед комиссией о тематике своих проектов, представить основные выводы и ответить на вопросы жюри на английском языке. Работы выполняются с использованием мультимедийных технологий в Power Point. С помощью преподавателей студенты продумывают визуальную поддержку в виде цветных иллюстраций, фотографий, графиков и т.п. Тематика этих выпускных проектов очень интересна, обширна и разнообразна. Информация о защите выпускных проектов студентов УНЦСА представляется преподавателями английского языка на сайт и бюллетень РГГУ.
     Важным аспектом преподавательской деятельности коллектива является также активное участие в проведении олимпиад по иностранному языку, «днях открытых дверей», Единого Государственного Экзамена и вступительных экзаменов в РГГУ.