Общая информация.

 

Преподаватели нашей кафедры участвуют в программе Россотрудничества 

С 2011г. кафедра участвует в организации и проведении научно-методических, образовательных и культурно-просветительских мероприятий, направленных на продвижение русского языка в рамках федеральной целевой программы Федерального агентства по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству (Россотрудничество), «Русский язык» на 2011-2015 годы.

Оператором проектов является некоммерческая организация Фонд развития социальных инициатив «Новые Перспективы».

Правительство Российской Федерации реализует федеральную целевую программу «Русский язык» в целях укрепления государственности, поддержки российской культуры и русского языка, расширения содействия соотечественникам, проживающим за рубежом, сохранения их культурной и языковой самоидентификации, формирования положительного образа страны за рубежом. 

В ходе реализации задач Программы осуществляются научно-методические, образовательные и культурно-просветительские мероприятия по укреплению позиций русского языка для развития интеграционных процессов, а также по продвижению русского языка как языка международного общения.

Общее руководство от кафедры: доцент Петрова И.В.

Руководители групп: доценты Воронцова И.И., Кракович В.Б.

Площадками реализации программы для  преподавателей кафедры стали: Молдова (в частности, Кишиневский государственный педагогический университет им. И.Крянгэ, Комратский государственный университет, Тираспольский государственный университет им. Т.Г.Шевченко, Славянский университет); Греция; Узбекистан (в частности, Ташкентский государственный педагогический университет им. Низами (ТГПУ), Национальный университет Узбекистана им. Мирзо Улугбека, Узбекский государственный университет мировых языков  (УзГУМЯ), Редакция журнала «Преподавание языка и литературы в школе» Республиканский Русский культурный центр); Монголия; Перу (в частности, школа «Максим Горький»); Индия (в частности, Индийская ассоциация преподавателей русского языка и литературы, Университет имени Дж.Неру,  Институт русского языка РЦНК в Нью-Дели,  пять колледжей и четыре школы с преподаванием русского языка); Венесуэла; Туркменистан; Турция; Палестина; Германия, -  в общей сложности 11 стран.

В составе делегаций работали: И.В. Петрова, И.И. Воронцова, Л.И. Пирогова, Е.А. Динес, С.В. Ляляев, Т.В. Ковалевская, В.Б. Кракович, И.О. Костина, Г.Ю. Кузьмина, Н.В. Курамина -  в общей сложности 10 преподавателей.

В соответствии с  утвержденной Программой «Русский язык» на 2011-2015 годы в период с ноября 2011г. по декабрь 2013 г. в рамках научно-практических конференций были проведены информационные мероприятия в следующих формах: презентации образовательных программ и образовательных продуктов, доклады, круглые столы, методические семинары, мастер-классы и открытые уроки, тренинги и тематические выставки методической литературы.  Также проводились кинопоказы, читательские встречи с авторами современной российской литературы, викторины, конкурсы, представлялись обучающие пьесы.

Презентации образовательных программ:

·       Тенденции современных образовательных программ и образования в целом.

·       Инновационные программы по языкам – требование новой образовательной парадигмы.

·       Обзор курсов  РКИ в Москве  (МГУ, РУДН и др.) -  дистанционных и очно-заочных. Сертификаты поступающим в Российские вузы.

·       Центры подготовки и тестирования иностранных граждан. Презентация Программы РГГУ. Информационные  ссылки на программы МГУ, РУДН,  ИРЯ, РУСЛЭНД, ФИНТ.

·       Дополнительное и среднее специальное образование в России. 

·       Россия – СНГ: практика  сотрудничества.  Информация о правилах приема в российские ВУЗы, возможности приема студентов, программы обмена студентов.

·       Академические и научные практики гуманитарного университета. Международное партнерство.

·       Опыт работы с зарубежными партнерами. Сертификационный центр РГГУ, учебные программы Российского Государственного Гуманитарного Университета.

·       Дистанционное обучение РКИ как инструмент оптимизации учебного процесса.  Характерные особенности дистанционного обучения и его принципиальное отличие от традиционных форм. Роль и место преподавателя в учебном процессе.

·       Применение  рекомендаций Болонского процесса в преподавании в России на университетском и школьном уровне.

·       Формирование  языковой  культуры. Формирование интерактивных умений. Формирование лингвистических компетенций.

·       Единый государственный экзамен /ЕГЭ/ как форма перехода к нормам образовательного процесса в высшей школе.

·       Программа  «Правовая клиника»,  созданная на основании приказа Министерства образования Российской Федерации «О правовых консультациях («правовых клиниках») для населения на базе вузов, осуществляющих подготовку юридических кадров».

·       Применение программы «Tuning» в создании образовательного продукта. Применение рекомендаций Болонского процесса на университетском и школьном уровне. 

·       Применение методической технологии «Дебаты» в образовании. Формирование нового мышления.  Формирование  языковой  культуры. Формирование интерактивных умений.

·       Коммуникативно-когнитивный подход к преподаванию иностранного языка, сознательное обучение устной речи. Арсенал презентационных навы­ков.

·       Наука трудоустройства. Современный рынок труда. Программы стажировок в России.

Презентация образовательных продуктов:

·       Обзор учебников и учебных пособий» (элементарный и базовый сертификационный уровни).

·       Учебные комплексы русского языка для детей из русскоязычных семей. Русский без границ, Часть 1и Часть 2».

Доклады:

·       Российский университет и международное  образовательное  пространство.

·       Российское образование и русский язык в открытом обществе.

·       Концепция преподавания РКИ сквозь призму традиционных и инновационных образовательных технологий.

·       Российское высшее образование за рубежом: история и практика.

·       Проблемы, формы и перспективы  трудоустройства выпускников российских вузов.

·       Юридические и правовые аспекты реализации дистанционного обучения.

·       Лингвострановедческая составляющая образовательного процесса.

·       Образование и межкультурная коммуникация в поликультурной среде. Роль русского языка как иностранного в межкультурных отношениях.

·       Интернет-курсы. Как превратить создание дистанционного курса в образовательный проект.

·       Теория ошибок в обучении РКИ.

·       Индивидуализация и индивидуальная работа со студентами (опыт Российских университетов).   

·       Русский речевой этикет. Нормы речевого этикета. Формулы речевого этикета. Ситуации речевого этикета.  Лингвоэкология. 

·       Особенности речевого этикета при дистанционном общении (Интернет, телефон, скайп).

·       Сохранение языка родителей у детей иммигрантов.

·       Оправданные и неоправданные англицизмы в русском языке детей иммигрантов и соотечественников, проживающих за рубежом.

·       Современные технологии преподавания языка. Контролируемое преподавание литературы и аудио-аспектов языка.

·       Русская культура в литературе и искусстве. История русской литературы: от древних сказаний до классиков Петровской эпохи.

·       Превращение собственных учебных материалов в Интернет-ресурс с привлечением студентов.

·       Новые возможности  интенсификации обучения РКИ.

Круглые столы:

·       Инновационные методы обучения русскому языку: технология «дебаты.

·       Методы обучения русскому языку. Игра как средство обучения и  развития учащихся.

·       Игровые методы обучения РКИ.

·       Мультимедийные средства обучения.

·       Приемы анализа художественного текста. Анализ художественного текста: «Поэзия Серебряного века», курс для изучающих русский язык как иностранный.

·       Использование культурного наследия языка в обучении РКИ.

·       Изучение русского языка через призму культурных ценностей нации. Рассказ о русских календарных обрядах на уроках русского языка. (Островский А. Н. «Снегурочка», Гоголь Н. В. «Ночь перед рождеством»).

·       Отношение современных россиян к традиционным праздникам. Пример обучения использованию выразительных средств на уроке русского языка в рамках темы «Новый год в России».

·       Путь от автора к книге.  Издание своей книги – учебника РКИ: как его писать, какой формат выбрать и куда обращаться по написании.

·       Перспективы использования возможностей интенсификации обучения РКИ (электронные учебники).

·       Способы внедрения индивидуального подхода в учебном процессе. Метод «Портфолио».

·       Видеокурс как стратегия запоминания.

Методические семинары:

·       Коммуникативно-когнитивный подход к преподаванию иностранного языка, сознательное обучение устной речи. Арсенал презентационных навы­ков. 

·       Методы реализации компетентностного подхода в языковом обучении. Формирование коммуникативной компетенции на уроках русского языка.

·       Структура коммуникативной компетенции (лингвистический, социолингвистический, социокультурный, дискурсивный, стратегический компоненты); способы формирования коммуникативной компетенции на уроках русского языка; система приемов и упражнений.

·       Формирование речевой и  социокультурной компетенций в преподавании русского языка. Вопросы риторики, стилистики  и культуры речи с точки зрения современной методики. Культура речевого общения как отражение национального менталитета.

·       Полезные ресурсы по обучению русскому языку как иностранному вне языковой среды. Русский по скайп: за и против. Социальные сети как инструмент для самообучения РКИ.

·       Обучение РКИ на материале публицистических текстов.

·       Видео уроки русского языка: опыт создания, методика применения.

·       Решение трудностей аудирования на занятиях «Видеоматериалы.

·       Понимание русской традиции и ментальности через анализ текста». Стихотворение Даниила Хармса «Из дома вышел человек». Первый и второй сертификационный уровни. Базовый уровень.

·       Контролируемое преподавание литературы и видео-аспектов языка.

·       Арсенал средств эффективной коммуникации. Дистанционные  интерактивные видео-семинары.

·       Обучение восприятию и пониманию речи  (медиация, чтение).  

·       Преподавание русского языка для иностранцев с учетом особенностей восприятия информации. Разработка стратегии дифференцированного подхода к обучению различных типов учащихся.

Мастер-классы:

·       Практические занятия по применению методической технологии «Дебаты» в образовании. Примеры использования игровых приемов в преподавании РКИ.

·       Выработка навыков структурирования текста.

·       Обучение русскому языку как иностранному через социальные сети и другие сайты.

·       Оценка лингвистических компетенций  студентов: процесс и результат.  

·       Особенности речевого этикета при дистанционном общении (Интернет, телефон, скайп).  Этические речевые запреты. 

·       Работа с литературным текстом на уроках иностранного (русского) языка. Критерии выбора литературного текста для работы в группе изучающих иностранный язык (русский).

·       Натурные занятия на междисциплинарных курсах по русской культуре.

·       Создание учебника нового поколения – коммуникативного по форме, профессионального по содержанию. Занятие по созданию своего учебника РКИ.

·       Технологии в преподавании РКИ.  Работа с аудио и видеофайлами, роль интернета в обучении РКИ, обучение простейшим программам по манипулированию звуком и изображением и их возможностями в преподавании языка.

·       Электронные средства  обучения  РКИ. Курсы для преподавателей и студентов. Организация самостоятельной работы учащихся с помощью специальных компьютерных программ.

·       Электронные средства  обучения  РКИ. Видео уроки русского языка: опыт создания, методика применения.

·       Анализ художественного текста. Первый и второй сертификационный уровни.

·       Социальные сети в помощь преподавателям-русистам.

·       Эффективное овладение русским языком как новым.  Стратегии и тактики преподавания русского языка как иностранного  и семейного.

·       Изучение грамматики  в речевой практике на примере Учебных комплексов русского языка «РУССКИЙ БЕЗ ГРАНИЦ,  РУССКИЙ БЕЗ ГРАНИЦ – II».

Тренинги

·       Использование новых технологий в школьном пространстве.

·       Использование фильмов в преподавании русского языка как иностранного.

·       Использование программ по манипулированию аудио в преподавании РКИ.

Открытые уроки: 

·       Глаголы движения с приставками. Базовый уровень (демонстрация использования методики преподавания РКИ на практике).

·       Игровые упражнения для работы с лексическим и грамматическим материалом. Первый сертификационный уровень.  Демонстрация использования методики преподавания РКИ на практике.

·       Краткие пассивные причастия СВ. Демонстрация использования методики преподавания РКИ на практике. Учебное пособие: РУДН «Русский язык как иностранный».

·       Обучение РКИ на материале публицистических текстов.  Работа с материалами СМИ на примере газетной публикации.

·       Вводно-фонетический курс для начинающих; тексты для аудирования; грамматика.  Учебный комплекс русского языка для детей из русскоязычных семей».   «Русский без границ 1».

·       Мультимедийные средства обучения. Открытый урок по Крылову.

·       Отработка притяжательных местоимений СВОЙ, СВОЯ, СВОЁ, СВОИ. Употребление вопросительных и относительных местоимений КОТОРЫЙ, КОТОРАЯ, КОТОРОЕ, КОТОРЫЕ.  Демонстрация использования методики преподавания РКИ на практике. 

Кинопоказы:

·       «Анна Каренина»

Читательские конференции:

·       Путь от книги к читателю. Социологический феномен литературы. Новые проекты в области распространения и обмена книгами: (читательские блоги, кафе-библиотеки, интернет-сообщества читателей, видео библиотеки).

·       Обзор современной литературы. Сетература и бумажная литература. Литературные сайты.

·       Значение современной литературы для языка и значение языка для литературы.  Современная литература как источник материала для обучения РКИ за рубежом.

·       Обзор литературных течений. Обзор современной российской поэзии.

·       Празднование юбилеев русских классиков в 2013: Маяковский, Евтушенко, Заходер, С. Михалков. Воспоминания классиков и их современников о творчестве, морали и цензуре.

·       Праздник великого русского слова. Литературная Москва: увлекательное виртуальное путешествие на литературной машине времени: места, где родились, росли и творили Пушкин, Толстой,  Достоевкий, Чехов, Булгаков.

·       Стихи и песни (П.Синявский, Д.Хармс).

Читательские встречи с автором стихов. Поэтические мини-салоны:

·       В.Б. Кракович (член Союза писателей Москвы). Чтение стихов с комментариями по поводу возможного их включения в обучение РКИ.

Викторины по русскому языку:

·       Русский язык-друг мой!

·       Грамматика. Уровень русского языка игрока – нижний средний. Предполагается, что игроки – дети.(если игроки – взрослые, то соответственно изменяется и уровень сложности.

·       Узнай книгу.

Конкурсы чтецов:

·       Детская литература в исполнении школьников.

·       Русская классика: Одоевский, Фет, Тютчев, Маяковский.

·       Современная поэзия: Заходер, Сутеев, Остер, Евтушенко.

Обучающая пьеса «Урок РКИ»:

·       Учебное театрализованное представление «Встречаем русского гостя».

Тематические выставки научной и  учебно-методической литературы:

·       Русский язык и культура.

·       Современные научные публикации на русском языке по отраслям знаний.

·       Учебная и методическая литература для высшего и среднего специального образования.

Все экспонаты впоследствии были переданы педагогическим коллективам на местах.

По окончании научно-практических конференций  всем слушателям были вручены Сертификаты о прохождении обучения в программе «Продвижение русского языка и российского образования».

По завершении работы каждого  проекта составлены аналитические отчеты  и предложены рекомендации  по работе в следующих проектах Россотрудничества.

Изданы сборники материалов  конференций  по итогам проведения программы «Дни русского языка» в Молдове, Греции, Узбекистане, Монголии, Перу, Индии, Венесуэле, Туркменистане, Турции, Палестине, Германии.  

Отражение в СМИ в России и за рубежом:

·       Сетевое сообщество педагогов. Методическая мастерская для преподавателей-русистов;   Фонд «Русский язык».  Русисты Узбекистана будут изучать опыт российских коллег в Ташкенте;  Россотрудничество. Научно-практическая сессия «Русисты России – русистам Узбекистана» в Ташкенте; Представительство Россотрудничества в Республике Узбекистан. Русисты Узбекистана будут изучать опыт российских коллег в Ташкенте;  Фонд «Новые Перспективы». Дни русского языка в Ташкенте; Радио «Голос России». Русский язык для победителей;  Россия-Узбекистан - Вести.UZ. Филологи двух стран нашли общий язык-русский;  Профессиональное сообщество педагогов. Методисты. Дни русского языка в Ташкенте.

·       Сайты РЦНК в Молдове, Индии http://ind.rs.gov.ru, Монголии, Перу http://embajada-rusa.org/ru/novosti-posolstva/122-dni-russkogo-yazyka-i-russkoy-knigi-v-peru.html, Венесуэле http://ven.rs.gov.ru/node/439,  информационный портал для молодых журналистов  и др.

Деятельность кафедры по продвижению русского языка отмечена благодарственными письмами руководителя Представительства Россотрудничества в Нью-Дели Ф.А.Розовского и  Президента Фонда развития социальных инициатив  «Новые Перспективы»  Н.А. Серяковой.