Юридический факультет

(куратор – доцент кафедры английского языка Н.В. Нестеренко) 

• Юридический факультет Института экономики управления и права существует в РГГУ более 15 лет и готовит специалистов на основе образовательных стандартов и европейских образовательных программ. Преподавание на факультете основывается на лучших традициях современной науки и образования с учетом последних достижений в этой области.

• Концепция преподавания английского языка на юридическом факультете (ЮФ) носит коммуникативно-ориентированный и профессионально-направленный характер. Цель – приобретение студентами ЮФ коммуникативной компетенции.

• Организация обучения английского языка на ЮФ учитывает потребности, интересы и личностные особенности студентов. При этом студент – это полноправный участник процесса обучения, построенного на принципах сознательного партнерства и взаимодействия с преподавателем, что непосредственно связано с развитием самостоятельности студента, его творческой активности и личной ответственности за результативность обучения – в этом, в частности, состоит ещё одно из направлений реализации идеи гуманизации системы образования.

• Самостоятельное изучение материала повышает качество самостоятельной подготовки студента к каждому практическому занятию, активизирует работу в аудитории, позволяет углубить представление о проблематике изучаемого материала, что в конечном итоге призвано содействовать интенсификации обучения, стимулировать развитие аналитических способностей и совершенствовать контроль знаний студента.

• Практическая цель – обучение общению. Выполнение практической цели невозможно без образовательных и воспитательных целей. Достижение образовательных целей осуществляется в аспекте гуманизации и гуманитаризации технического образования и означает расширение кругозора студентов-юристов, повышения уровня их общей культуры и образования, а также культуры мышления, общения и речи. Реализация воспитательного потенциала иностранного языка проявляется в том, что студенты готовы содействовать налаживанию межкультурных и научных связей, готовы представлять свою страну на международных конференциях, симпозиумах, готовы относиться с уважением к духовным ценностям других стран и народов. Следовательно, содержание обучения – это некая модель естественного общения, участники которого обладают определенными иноязычными навыками и умениями, а также способностью соотносить языковые средства с нормами речевого поведения, которых придерживаются носители языка.

• Преподавателями кафедры английского языка, работающими на ЮФ накоплен богатый опыт, который позволяет не только эффективно проводить учебные занятия, но и осуществлять научно-исследовательскую и методическую работу в области преподавания английского языка.

• На юридическом факультете на первом курсе тьюторской недели проводится инициальное тестирование, и студенты распределяются по языковым подгруппам в соответствии с имеющимся уровнем языковой подготовки для создания благоприятной и стимулирующей атмосферы на занятиях.

• Разработана Программа курса «Английский язык для специальности №021100 - Юриспруденция» (доц. Н.В. Нестеренко), которая дополняет и конкретизирует требования государственного образовательного стандарта специальности «Юриспруденция» и в которой учитываются реалии современного образовательного процесса в РГГУ. 

• Тематические семестровые календарные планы составлены в соответствии с Программой курса. Методическое единство аудиторной и внеаудиторной работы, представленное в календарных планах, создает условия для овладения рецептивными (аудирование, чтение) и продуктивными (говорение, письмо, перевод) видами речевой деятельности. Задания, которые выполняют студенты на практических занятиях, стимулируют не только поиск новой информации, но и потребность ее обсуждения в аудитории, вырабатывают необходимые приемы ведения полемики. Так как сегодня налицо массовая потребность молодежи в овладении иностранным языком как средством делового общения, то коммуникативный подход к изучению языка, как один из методических принципов, является весьма перспективным. Он предполагает развитие способности общаться на английском языке в ситуациях, максимально имитирующих реальные речевые. Отсюда создание на занятиях таких ситуаций, стимулирование желания высказаться на основе приближенного к интересам студентов материала, обеспечение в аудитории не только взаимодействия “учитель-студент”, но и “студент-студент”. Приобретение студентами определенного уровня языковой и коммуникативной компетенции позволит использовать английский язык непосредственно в профессиональной и научной деятельности.

• Приобретение навыков активного профессионального (юридического) владения лексикой и фразеологией стилистических слоев английского языка, развитие и совершенствование навыков чтения юридической литературы способствуют преодолению специфических трудностей английского языка как языка специальности.

• В обязательном порядке студенты-юристы выступают на занятиях по английскому языку с сообщениями и докладами, тематика которых разработана преподавателями кафедры английского языка и согласована с ведущими преподавателями кафедр публичного и частного права. В результате у студентов вырабатывается умение самостоятельно работать со специальной литературой на иностранном языке с целью получения профессиональной информации и лаконично, четко, содержательно излагать свои мысли, что очень важно для будущих юристов. В первую очередь внимание уделяется не просто пересказу текста или чтению доклада и реферата на английском языке по специальности «Юриспруденция», а на построение выступления, закругленность мысли, лексику, ритмику речи и т.д.

• На старших курсах особое внимание уделяется совершенствованию навыков письменного перевода текстов по специальности, аннотированию и реферированию.

• Особое место отводится обучению диалогической и монологической речи, при этом используются разные методические приемы. Важно использование ролевой игры в форме обмена информацией, на основе сценарной разработки, моделирование ситуаций общения на межролевой основе. На юридическом факультете практиковались такие ролевые игры как “Lawyers’ Study”, “Detention of a suspect in a robbery”, «Crime or unpleasant incident”, “Evidence and Procedure”, “Family drama”. А также в качестве ролевой игры проводились судебные заседания с участием носителей языка, где студенты, используя активный вокабуляр по специальности «Юриспруденция», разбирали практические уголовные и гражданские дела на английском языке.

• Совместно с ведущими кафедрами юридического факультета преподаватели кафедры осуществляют научное руководство написанием дипломов на английском языке (доц. Н.В.Нестеренко). Особое внимание обращают на высокий уровень языковой компетенции дипломников, их лингвистический кругозор, научный стиль подачи текста исследования, обширную терминологическую базу.

• Руководство факультета постоянно расширяет международные контакты, проводят встречи, круглые столы и научные конференции с участием представителей различных международных организаций. Студенты активно содействуют таким контактам и приобретают умение и навыки анализировать и обрабатывать полученную информацию при общении с носителями языка. (встреча с профессором права Центра Американской и Международной школы права Catherine Green Burne – тема “Entering the Profession”; научная конференция с участием Prof. Dr. Paul Schoukens – тема “The right to access health care as being conditioned by human rights instruments”). Студенты с продвинутым уровнем английского языка имеют возможность стажироваться в странах Европы (Бельгия, Испания, Англия, Черногория), и в США (Беркли).

• В настоящее время с учетом стандартов третьего поколения преподаватели кафедры располагают и используют в учебном процессе современные аутентичные учебные материалы и отечественные учебники и учебные пособия.

• Преподаватели постоянно повышают уровень своей квалификации, участвуя в различных семинарах, конференциях, проводимых на территории РГГУ и в ведущих вузах г.Москвы.

• Сегодня налицо массовая потребность молодежи в овладении иностранным языкам как средством делового общения, поэтому коммуникативный подход к изучению языка, как один из методических принципов, является весьма перспективным. Он предполагает развитие способности общаться на иностранном языке в ситуациях, максимально имитирующих реальные речевые. Отсюда и создание на занятиях таких ситуаций, стимулирование желания высказаться на основе приближенного к интересам студентов материала, обеспечение в аудитории не только взаимодействия «учитель-студент», но и «студент-студент». В результате студенты успешно преодолевают специфические трудности английского языка как языка специальности. Отзывы о выпускниках, полученные руководством Института, свидетельствуют об их фундаментальной профессиональной подготовке, четко выраженных аналитических и организаторских способностях.